Рассказ Кристины Вебер-Унгер, урожденной Хельбиг
В 1886 году мой дед Эрнст Макс Хельбиг (на фото с женой) основал в Дрездене фирму, которая стала производить медицинские бандажи. Она так и называлась – фирма Эрнста Хельбига.
Помимо бандажей на фабрике производились подтяжки для брюк. Особенно большой спрос был тогда на грыжевые бандажи, т.к. грыжа в то время не оперировалась. Медицинские бандажи применялись в основном в армии, особенно часто - в конных подразделениях.
Позже фирма приступила к производству женского корсетного белья. Бандажи и корсеты были востребованы в больницах и продавались в ортопедических магазинах по всей Германии.
Во время Первой мировой войны, в 1917 году, мои родители – сын основателя доктор Вальтер Хельбиг и его жена Марта – взяли управление фирмой в свои руки.
Еще до замужества моя мама была сотрудницей фирмы. В ее обязанности входило искать новые возможности для обеспечения постоянного ассортимента, т.к. поставки сырья были ограничены. Именно она придумала использовать польские батистовые платки в качестве тканей для производства первых модных бюстгальтеров.
После Первой мировой войны фирма запатентовала фабричный способ производства пелотов – подушечек для бандажей, которые теперь стали отливать автоматически. До этого пелоты вручную наполнялись ватой. У меня перед глазами до сих пор стоит картина: бесконечные ряды девушек, выполняющих эту работу с большой сноровкой и мастерством. Но также я помню и неприятный запах серы, который появлялся при отливке пелотов.
Несмотря на кризис 20-30 годов фирма постоянно росла – в эти годы на ней работало уже 350 человек. В 1936 году мы праздновали 50-летний юбилей фирмы, для этого был снят зал в дрезденском отеле Bellevue (на фото). Мне тогда было 17 лет, я оформляла юбилейный каталог. У нас был свой хор, которым дирижировал наш учитель игры на фортепиано господин Петцольд.
В 1939 году началась Вторая мировая война. 100 работниц фабрики забрали на строительство оборонительных сооружений. Во время бомбардировок Дрездена (на довоенном фото) в феврале 1945 года 20 женщин погибли. Здание фирмы было полностью разрушено.
После окончания войны мои родители собрали остатки работников и постепенно начали возобновлять производство в помещениях, арендованных у другой, чудом сохранившейся фабрики по производству корсетов. Часть оборудования была вытащена из-под развалин, что-то обгорело, что-то уцелело, кое-что удалось починить.
В 1945-1971 годах производство женских корсетов было возобновлено. Продукция, производимая в ГДР, в основном отправлялась в Москву. Все эти годы мои родители верили в объединение Германий, которое произошло только через 40 лет. К сожалению, до этого дня они не дожили…
[В конце 40-х годов фирму возглавили дочь Вальтера Хельбига Кристина и ее муж Генрих Вебер-Унгер].
…В 1949 году мы с мужем переехали в Бранненбург – там в здании старой пивоварни (на фото) мы открыли производство медицинских бандажей и женских бюстгальтеров. Почему Бранненбург? - Нам предоставил помещение наш старый мюнхенский партнер Штифенхофер, у которого во время войны там был магазин.
Мы привезли из Дрездена некоторое сохранившееся оборудование. С нами приехала одна сотрудница – раскройщица фрейлейн Маргот Шлясиг. И самое главное – у нас теперь были новые клиенты из Западной Германии!
В 1954 году в помещении небольшой гостиницы Traube в Куфштайне (Австрия) было открыто побочное производство. А через два года мы переехали из гостиницы во вновь арендованное помещение на улице Оскара Пирло. В 1974 году мы на несколько часов возвратились в пустые залы старой пивоварни, чтобы отпраздновать 25-летие нашей работы в Бранненбурге.
В долине Альп мы обрели не только новую родину, но главное – соратников, вместе с которыми вместе подняли производство. С особенной благодарностью мы вспоминаем сотрудников, которые вместе с нами возрождали фирму в тяжелые годы ее восстановления.
Годы экономического роста
Рассказывает Петер Маурус, руководитель отдела рекламы в 60-80-х гг.
Я пришел в фирму Anita в 1969 году в качестве руководителя отдела рекламы. Это был период переориентации компании с производства медицинских бандажей и корсетного женского белья на модное нижнее белье. Наш слоган тогда звучал примерно так: «Модный шик и правильная (с медицинской точки зрения) посадка!» «Тяжелая» коллекция корсетов «Anita Королевская» превратилась в «легкую», практичную коллекцию Anita Special.
Модным хитом стала оригинальная коллекция Anita Apart - легкие корсеты больших размеров. В это же время мы приступили к выпуску коллекции бюстгальтеров для протезов Anita Korrektur.
В 1970 году мы начали выпускать первые протезы для груди, наполненные жидкостью, с помощью которых мы смогли помочь женщинам, перенесшим операцию на груди.
В 1972 году мы выпустили первую коллекцию купальников для беременных. Эта идея пришла в голову госпоже Вебер, которая посетила во время своего отпуска Корсику. Поэтому и первая модель называлась Korsika.
А моделью первой фотосессии в купальнике стала беременная швея (на фото), которую сфотографировал на заднем дворе предприятия Герман Шульце, наш тогдашний руководитель отдела продаж. Цветные фотографии были размещены в каталоге.
В 1974 года появилась коллекция Anita Bikini, и я очень хорошо помню, как лично убеждал господина Вебера в машине по дороге в Мюнхен, что эта коллекция должна быть только для большой груди!
Первые коллекции Anita Bikini и Anita Special были отсняты на берегу озера Кимзее в Баварии фотографом по фамилии Хардер. Сейчас это всемирно известный фотограф, снимающий только звезд мировой величины.
С приходом в компанию в 1952 году руководителя производства господина Райзера в Бранненбурге началось производство в промышленных масштабах. Райзер вспоминал: «Когда я начинал, я был, честно говоря, шокирован видом помещений, в которых располагалось производство. Пол в пошивочном зале ходил ходуном, оборудование было устаревшее. Мы решили увеличивать мощности за счет машин собственной разработки».
В то время было сложно купить необходимое оборудование, и было настоящей удачей, когда 10 лет спустя в компанию пришел 17-летний Мартин Розенбергер – механик, великолепно разбирающийся в швейных машинах. За время его работы были воплощены в жизнь многие рационализаторские разработки, например, разработан станок, обрезающий ленту по косой, или рамная швейная машина, сама обрезающая лишнюю ткань, и т.д.
В 1966 году с вводом в эксплуатацию швейных машин фирмы Rimoldi был сделан колоссальный шаг вперед в развитии промышленного производства.
В 1967 году появились штампы для раскроя частей бюстгальтеров, позже – машина с ленточным транспортером, сама раскладывающая ткани.
1973 год стал для Anita началом цифровой эпохи – многое оборудование было переоснащено на новый лад. В 1984 году появилось электронное моделирование выкроек. Следующим шагом стало внедрение в 1988 году электронного кроящего оборудования. Его стоимость была огромна - более 100 000 немецких марок. Но на эту покупку доктор Вебер решился как раз из соображений экономии. Это было умным, дальновидным приобретением. Разумеется, с его покупкой пришлось отказаться от других инвестиций.
Мы систематически проводили маркетинговые исследования, опрашивали целевые фокус-группы. На основе этих исследований в начале 1970-х годов была разработана маркетинговая политика компании – во времена, когда слово «маркетинг» в нашей отрасли было еще не знакомо. Новым для нас и для всей отрасли стало сотрудничество с врачами, клиниками и женскими консультациями в рекламных целях. На фото – разработанный в те времена сборник советов для будущих мам (справа), а также наш первый проспект для женщин, перенесших операцию на груди (голландское издание, фото слева).
И в другом направлении мы стали первыми в нашей отрасли: чтобы наша продукция завоевала доверие у потенциальных покупателей, в 1972 году мы начали проводить профессиональные семинары. Площадкой для проведения первых семинаров стал отель Charlotte в Тирзее (Австрия). Как сейчас помню докладчиков: госпожа Вебер, господин Вебер, господин Шульце (руководитель отдела продаж) и я. Мы все были очень возбуждены. Премьера удалась, мы имели успех, последовала серия дальнейших семинаров. Эта инициатива продолжается и по сей день.
В то время мы участвовали в многочисленных специализированных выставках, при этом позиционировали себя как «баварскую компанию», а это значит, что на наших стендах обязательно было пиво и закуски для посетителей. И это тоже было хитом и чем-то совершенно новым в отрасли.
70-80-ые годы стали временем стремительного роста и развития компании…
На этом заканчивается рассказ Петера Мауруса.
С середины 80-х годов начинается новая эпоха развития фирмы. В 1985 году в Куфштайне было построено современное здание компании Anita и началась новейшая история фирмы, участниками которой являемся и мы с вами.
Фотоархив семьи Хельбиг-Вебер-Унгер
Эрнст Макс Хельбиг с семьей
Документ, датированный 8 февраля 1886 г. Февраль 1886 г. считается месяцем основания фирмы Эрнста Макса Хельбига
Здание, где располагалось первое производство корсетов фирмы Эрнста Макса Хельбига
Дрезден в начале 1900-х годов
Рекламные объявления 1910-х годов: Anita. Корсеты, бюстгальтеры, бандажи всех видов
1917 г. Вальтер Хельбиг, сын основателя Эрнста Макса Хельбига и дед сегодняшнего владельца компании д-ра Георга Вебера-Унгера
Конец 20-х годов. Вальтер Хельбиг с дочкой Кристиной
Послевоенные годы. Работницы фабрики
Д-р Кристина Вебер-Унгер, внучка основателя, мать сегодняшнего владельца, автор рассказа об истории компании. 1960-е годы
1990-е годы: фирмой начинает управлять нынешний президент Георг Вебер-Унгер. Интернационализация компании: появление торговых подразделений во Франции, Англии, Швейцарии и Голландии. Строительство производственных цехов в Австрии, Португалии и Чехии.
1994 год – выход на российский рынок.
2000–2010: открытие торговых представительств в США, Португалии, Бельгии, Испании и Польше. Строительство логистического центра в Куфштайне (Австрия). Строительство собственных производств в Таиланде и Мьянме.
Нынешний владелец компании д-р Георг Вебер-Унгер (справа) с сыновьями Георгом и Йоханнесом